Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Россия выступила для болгар в роли освободителя от турецкого ига. Польша играла в этой войне двоякую роль. Часть поляков сражалась на стороне русских, но еще большая часть была заинтересована в поражении России и сотрудничала с Османской империей. Вообще, в этой войне “антироссийский” значило “проосманский”.
Поляки, действующие на стороне османов, насаждали болгарам и сербам антироссийские идеи и настраивали их воевать против России. На Балканах против России выступали местные коллаборационисты, поверившие в возрождение своего народа под покровительством Османской империи и принявшие ислам.
Когда в 1878 г. война закончилась поражением турок, интерес польских политтехнологов к Болгарии резко снизился. Если на территории Болгарии до этой войны действовало около тысячи польских эмигрантов, то после 1878 г. их осталась примерно треть.
Последней попыткой польской эмиграции использовать болгарский вопрос в своих целях была миссия полуполяка-полуангличанина Станислава Бауэра де Сент-Клера (по матери – Коссаковский) среди помаков – исламизированных болгар, не желавших жить в христианской Болгарии. Согласно польским источникам, Станислав Бауэр де Сент- Клер, будучи капитаном английской армии, возглавил исламский мятеж, одержал пару побед в боях с российскими войсками, и надеялся пробиться в Польшу, чтобы там поднять очередное восстание. Все его начинания закончились фиаско.