В XV в. не было серийного производства вооружения. Оружие, в том числе и пушки, изготавливали мастера. Артиллерийские мастера сами выбирали материал и рассчитывали форму и размеры. Они же изготавливали боеприпасы – свинцовые, каменные или железные ядра соответствующего калибра. Такие мастера нередко сотрудничали вместе, образуя орудийные цеха. Во время войн они пользовались большим спросом. Принятые на государственную службу мастера имели широкие привилегии и получали большие деньги. К концу XV в. артиллерия стала настолько важна, что стала государственной собственностью во многих развитых государствах.
Под словом “артииллерия” подразумевалось не только изготовление и применение пушек. Также имелось в виду производство и транспортировка пороха, колес, лафетов и снаряжения для их обслуживания. Были задействованы и литейщики, кузнецы и столяры. Появился штат специалистов по оборудованию огневых позиций. Помимо производства также активно практиковался ремонт орудий. Также были очень востребованы средства и персонал для транспортировки самих орудий и сопутствующего инструмента, оснастки, боеприпасов и т.п. В общем, с развитием артиллерии к концу 15 в. появился обширный контингент различных специалистов, так или иначе с этим связанных. Производство контролировалось квалифицированным артиллерийским мастером, и требовало огромных денежных затрат, так же как логистика и инженерные работы.
Артиллерийский мастер достаточно богат и носит одежду, характерную для состоятельной городской знати. Поверх стёганого жюпона надет упелянд с откидными рукавами, крытый дорогой материей и отороченный мехом. На голове шаперон, – головной убор в виде свёрнутого капюшона, надетого на голову лицевым вырезом в форме валика. Пелерина капюшона свисает на левый бок, а длинный шлык спущен справа и обёрнут вокруг шеи. На поясном ремне висит кожаный кошелёк и длинный кинжал, – единственное оружие, которое, как правило, сопутствовало гражданской одежде.